Обзор динамики тарифов на энергетические и коммунальные ресурсы в Ленинградской области с 01.07.2017

Можно по-разному относиться к природе деятельности и эффективности энергетических компаний, поставщиков коммунальных ресурсов и прочих регулируемых организаций, считать или не считать тарифы на их услуги завышенными, но независимо от этого экономическая система устроена таким образом, что явления присущие ей в целом распространяются и на ее отдельные части, какими являются и регулируемые компании. Речь здесь идет, прежде всего, об инфляционных процессах, которые действуют на регулируемые компании (либо в форме роста потребительских цен, цен и услуг промышленных производителей или тарифов естественных монополий, регулируемых на федеральном уровне). Исходя из объективного влияния инфляции на экономические показатели, периодическое повышение цен и тарифов, регулируемых на региональном уровне компаний – неизбежно, и дискуссионным остается только вопрос о размере этого повышения, как в целом по отраслям, так и по отдельным компаниям. Но для этого существуют специальные управленческие инструменты, например, бенчмаркинг.

Согласно законодательству по большей части регулируемых отраслей повышение происходит с 1 июля, таким образом, очередное повышение тарифов произойдет уже совсем скоро, через 2 недели.

По Ленинградской области ситуация выглядит удовлетворительно. Все тарифные решения находятся в границах уровней прогнозных и предельных индексов роста тарифов и платы граждан, рекомендованных и установленных Правительством Российской Федерации на 2017 год.

Теперь рассмотрим более подробно ситуации в наиболее важных для потребителей регулируемых отраслях.

1. Электроэнергия

Прежде всего, напомним потребителям Ленинградской области, что на региональном уровне регулируются только услуги на передачу электрической энергии по региональным электрическим сетям и сбытовые надбавки. Конечная стоимость электрической энергии помимо данных составляющих включает стоимость собственно электрической энергии и мощности (которая определяется рыночным путем). Поэтому колебания конечной стоимости электрической энергии для потребителей связаны со всеми вышеуказанными факторами, а не только с тарифными решениями в регионе. Тариф для населения регулируется отдельно, и по сути, является льготным.

В целом, регион не превысил предельные значения роста тарифов, установленные ФАС РФ. По конкретным уровням напряжения рост одноставочного тарифа составит 13-15%, а ставки на содержание двухставочного тарифа  (по сути, мощности) от 1% до 6%. Это несколько выше, чем в Санкт-Петербурге, там рост ставок находится в пределах 6-8% и 5-15%, соответственно. Однако, необходимо помнить, что рост тарифов в 2015 и 2016 гг. в Санкт-Петербурге происходил большими темпами, чем в Ленинградской области.

Тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей с 01.07.2017 в среднем вырастут на 6,4%. Для городского населения с газовыми плитами тариф возрастает с 3,70 руб. до 3,88 руб., или на 4,9%. Для городского населения с электроплитами и сельского населения тариф растет с 2,59 руб. до 2,80 руб., или на 8,1%. Не стоит пугаться такого, на первый взгляд, высокого темпа прироста в 8,1%, в абсолютном выражении это составляет всего 18 копеек. Если сравнивать с Санкт-Петербургом, то в Ленинградской области тарифы для населения будут ниже на 10-15%.

Тарифы как на передачу электроэнергию, так и конечные тарифы для населения едины для всей территории Ленинградской области.

2. Тепловая энергия

Рекомендуемый прогнозный рост тарифов на тепловую энергию с 01.07.2017 года составляет 4%. По факту средний экономически обоснованный тариф на тепловую энергию в Ленинградской области не увеличится по сравнению с 1-м полугодием 2017 года и составит 2 069,99 руб. за 1 Гкал с НДС.

Опять же напомним, что по экономически обоснованному тарифу рассчитываются все категории потребителей, кроме населения. Для населения устанавливаются льготные тарифы. Поэтому население оплачивает только 78% реальной стоимости тепловой энергии. Средний тариф для населения также увеличивается на 4,1% и составит 1 977,29 руб. за 1 Гкал с НДС. Такая разница динамики роста тарифов между прочими потребителями и населением связана с необходимостью приближения уровня оплаты ресурсов населением к их реальной стоимости (то есть в идеале к 100% оплате).

Средние тарифы на тепловую энергию в Ленинградской области сопоставимы со средними тарифами в Санкт-Петербурге. Там экономически обоснованный тариф составляет 2 030 руб. за 1 Гкал с НДС, а тариф для населения – 1 706 ,30 руб. Небольшая разница в тарифах для населения связана с большой долей тепловой энергии, вырабатываемой на ТЭЦ Петербурга.

Проблема заключается в том, что тарифы на тепло различны в разных поселениях, поэтому вышеприведённые средние цифры по области не отражают динамики роста конкретных тарифов.

Больших цифр роста тарифов с 01.07.2017 года не будет, рост тарифа свыше от 6% применялся только в отношении менее, чем 5% компаний. При этом речь шла прежде всего о ликвидации тарифных диспропорций. Пример – Шлиссельбург, там тариф на тепловую энергию возрастает на 19%. Это самый большой рост в регионе. Но действующий до 01.07.2017 года тариф для Шлиссельбургского МУП «Центр ЖКХ» на 40% ниже, чем для необходимо для аналогичных котельных, тое сть просто убыточен. Отсюда рост. Другой подобный пример рост тарифа на 15% для ООО «ТК «Мурино», действующей в соответствующем поселении.

Тарифы на тепловую энергию для населения более всего возросли в Шлиссельбурге и Коммунаре на 15% и 11% соответственно. При этом в данных поселениях тарифы для населения ниже, чем в среднем по Ленинградской области. Эти решения позволили в Коммунаре выйти на 100% оплату тепла населением, а в Шлиссельбурге на 90%.

Что касается расчетных тарифов на горячую воду, то там ситуация выглядит следующим образом: 1-е полугодие 2017г. –156,97 руб. за м3 (с НДС), 2-е полугодие - 163,90 руб. за м3 (с НДС), рост 4,4%. Для населения на 1-е полугодие 2017 года – 110,05 руб. за м3 (с НДС), на 2-е полугодие 2017 года - 115,88 руб. за м3 (с НДС), рост 5,3%.

3. Водоснабжение и водоотведение

Средний экономически обоснованный тариф на холодное водоснабжение в Ленинградской области возрастет на 4,7% и составит 37,71 руб. за 1 м3 с НДС. Тариф для населения возрастет на 4% и составит 32,76 руб. за 1 м3 с НДС. Максимальный рост тарифов для потребителей (кроме населения) произойдет в Кузьмоловском поселении и Новодевяткино – 50% (поставщик – ООО «Аква Норд-Вест») и 15% (поставщик – МКП «Управление коммунальными системами») соответственно. Рост обусловлен уточнением объемов ресурса и устранением дисбалансов.

Средний экономически обоснованный тариф на водоотведение в Ленинградской области возрастет на 4% и составит 36,86 руб. за 1 м3 с НДС. Тариф для населения возрастет на 4,4% и составит 31,83 руб. за 1 м3 с НДС. Максимальный рост тарифов для потребителей (кроме населения) произойдет в Новодевяткино и Коммунаре – 15% (поставщик – МКП «Управление коммунальными системами») и 12% (поставщик – МП МО г. Коммунар «ЖКС») соответственно. Рост обусловлен уточнением объемов ресурса и устранением дисбалансов.

Тариф на водоснабжение для населения более всего вырос в во всех поселениях Волосовского муниципального района – 20%, Киришах – 17%, Заневском и Новодевяткинском поселениях – 15% и Коммунаре – 12%. Наибольший рост тарифа на водоотведение для населения практически в тех же самых поселениях Волосовский муниципальный район – 20%, Кириши – 20%, Заневка – 15% и Коммунар – 12%. Благодаря этому, поселения вышли на 100% оплату данных видов услуг населением.

4. Газоснабжение

Тариф на природный газ для населения возрастет с 5,90 до 6,13 руб. за 1 м3 с НДС, то есть на 3,9%. На 2017 год индексация розничных цен на сжиженный газ составит: с 1-го полугодия 2017 года – 0%, со 2-го полугодия 2017 года – 3%.

5. Плата граждан

Это скорее некая комплексная расчетная величина, позволяющая оценить влияние всех тарифных решений на совокупный платеж граждан за коммунальные услуги и электроэнергию. Она рассчитывается для условной квартиры площадью 54 м2 и количеством проживающих 3 человека. Средняя расчетная плата граждан возрастет с 5986,42 руб. до 6 188,92 руб.  то есть на 3,4% при разрешенном пределе 3,8%.

Напомним, что в конце 2016 года представительные органы 36 поселений приняли решение о росте платы граждан выше среднего уровня. Наибольший рост платы граждан от 8,64% до 11,02% будет в Шлиссельбурге, Киришах, Коммунаре, Заневском и Новодевяткинском сельских поселениях. Эти решения связаны с необходимостью обеспечения 100% оплаты населением энергетических и коммунальных ресурсов, о которой уже говорилось выше.

Все тарифные решения принятые Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области на 2017 год находятся в открытом доступе на сайте комитета в разделах «Официальное опубликование правовых актов» и «Тарифы»:

http://tarif.lenobl.ru/law/oficial_public

http://tarif.lenobl.ru/tarif

Кроме того руководители и специалисты комитета готовы давать все необходимые письменные и личные консультации по вопросам расчета и применения тарифов по обращениям потребителей и регулируемых компаний. Контакты для обращений имеются на сайте комитета в разделе «Контакты»:

http://tarif.lenobl.ru/contact

 

© 2001-2017 гг. Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.